Friday, 29 March 2024 14:20:49

А. Вершинин. Rogaining. Пермский вариант. - В свободном полёте.

Article Index

В свободном полёте.

Старт.
Всё ближе та временная граница, когда заканчивается этап подготовки и начинается этап реализации всего того, чему научились. Вы уже наметили маршрут. За плечами рюкзак, собранный в соответствии с вашими стратегическими замыслами. Рядом напарник, готовый разделить с вами всё, через что предстоит пройти. Последний взгляд на окружающую местность, ведь сюда предстоит возвращаться. А пока не потеряться бы после старта в летящей вперёд толпе спортсменов. Вспомните опыт лётчиков. Ведущий контролирует своё местонахождение, ведомый следит за ведущим. Кстати, а будет ли толпа? Это может зависеть и от наличия стартового коридора у организаторов и от планов участников. На каждом старте свои особенности.

Работаем на местности.
На применяемых в рогейне топографических картах отсутствует детальная прорисовка местности, то есть многое из того, что видят глаза, отсутствует на карте. Получается как бы слепой полёт наоборот. А как в таком полёте ориентируются лётчики? Они управляют по приборам: уровень горизонта, компас, часы, скоростемер. И летают. Мы же ещё помимо всего этого имеем те одиночные и линейные ориентиры, которые всё-таки указаны на карте. Надо только суметь их выделить из всего того, что мы видим. А для этого надо больше доверять имеющимся у нас приборам: компасу и часам. А указатель горизонта - глаза, охватывающие рельеф местности. Ночью конечно тяжело, а днём терпимо даже на заросшей местности. Осталось только научиться определять скорость - и полетели. Правда напрямую, в отличие от лётчиков, только на сравнительно коротких участках. Да и с рельефом и с ориентирами могут быть накладки. Того и глядишь, залетел в параллельную ситуацию или вообще не понятно куда. Так что давайте-ка попробуем поподробнее уточнить, что это к чему: полёт по приборам.


В руках компас.
При движении по незнакомой местности с помощью компаса определяют направления дорог, просек, логов, речек с целью однозначного их толкования на карте, что надо делать практически в 100% случаев. Если это спасёт вас хотя бы от одного случая ухода в сторону, вы с лихвой окупите все затраты времени на такую проверку. Конечно, если работаете с компасом быстро и точно.
При движении по азимуту на проходимой местности с помощью компаса определяется какой-то заметный ориентир, движение на который контролируется в дальнейшем визуально. И это движение не обязательно может быть по прямой. Засеянные поля, например, придётся обегать по периметру.
На закрытой проходимой местности направление движения постоянно контролируется сверкой с компасом. Причем, перед тем, как взглянуть на компас, запоминайте текущее направление вашего движения. Тогда вы увидите не только, в какую сторону продолжать движение, но и вправо или влево вы уклонились в сторону от маршрута на предыдущем отрезке. Вносите соответствующие изменения в направление дальнейшего движения. Частота случаев контроля должна быть тем больше, чем менее проходимой становится местность.
При обходе естественных препятствий с той или иной стороны при движении по азимуту после их окончания скорректируйте получившееся отклонение от маршрута движением в противоположную сторону примерно на ту же величину.

Отсчёт времени.
Ведётся:
с момента старта;
с начала движения от привязки.
Отсчёт времени с момента старта нужен для определения ваших реальных результатов и дальнейшей корректировки маршрута, обеспечения своевременного финиша. На старте желательно поставить часы на начало отсчёта (нули или 12 часов). Это избавит вас от ряда вычислений в дальнейшем.
Из тех же соображений измерять временные отрезки удобнее дополнительным секундомером. Для уменьшения погрешности в определении расстояний, при снижении скорости на подходах к КП можно секундомер останавливать с запоминанием этого места. В случае чего при движении с него можно вновь включить секундомер. Электронные секундомеры позволяют это делать.

Считаем расстояние.
Зная время и направление движения от последней привязки, вы установите своё местонахождение, сможете однозначно определиться со встретившимися ориентирами и изменениями рельефа, если только научитесь определять скорость своего движения.
В рогейне она может колебаться от 0,5-1,5 км в час до 10 км в час в зависимости от способа передвижения и проходимости местности. Соответственно на преодоление 1 км маршрута может уходить от 2 часов до 6 минут. Что может влиять на скорость?
Способ продвижения. Бегом вы можете иметь скорость от 6 до 10 км в час в зависимости от вашего физического состояния и проходимости местности. Это 10-6 минут на километр местности. Пешком 4-7 км в час (15-9 минут на 1 км).Правда фактически за это время вы одолеете далеко не каждый километр маршрута, так как
скорость падает:
при сильной усталости;
при движении в гору, по болоту, по труднопроходимой местности;
при непрямолинейном движении из-за увеличения фактически пройденного расстояния;
при кратковременных остановках.
Так 1 минутная остановка в течение одного часа снижает скорость:
при скорости 2 км в час на 0,03 км/час
при скорости 5 км в час на 0,1 км/час
при скорости 10 км в час на 0,17 км/час
Надо чётко представлять наличие и объём всех этих отклонений на том участке местности, скорость прохождения которого вы хотите реально определить. Неплохо иметь в памяти ряд таких зависимостей применительно к вашей личной скорости.
Если немножко отвлечься от этой темы, то вышеуказанные цифры хорошо говорят о преимуществах такого движения, когда ноги не движутся быстрее, чем соображает голова. В ином случае вы можете на поиск своего местонахождения потерять значительно больше времени, чем сэкономили за счёт бега. И эти потери будут тем больше, чем быстрее и дольше по времени вы бежите.
Хорошим подспорьем будет сразу после старта определение вашей скорости на данной местности. Для этого, замерив расстояние на карте между двумя какими-то ориентирами вдоль вашего маршрута, засеките время их прохождения фактически. Такие засечки надо делать неоднократно как в разное время суток, так и на участках местности разной проходимости. Данные эти пригодятся как для текущей работы на маршруте, так и для его дальнейшего планирования и внесения корректировок. Их ценность тем более возрастает, так как они учитывают особенности исполнения данной карты. Что это такое?



Погрешности карты.
Помимо того, что на карте отсутствует ряд мелких ориентиров и мелкий рельеф, к наличию которых мы привыкли на спортивных картах, она имеет и ряд упрощений и искажений того, что на ней изображено.
В первую очередь это выражается в генерализации линий контура рельефа, дорог и т.д.. Пропадают мелкие ложки и ответвления крупных, небольшие возвышенности и холмы; грубеют, а порой и вообще чётко не прорисовываются очертания полян и участков растительности; выпрямляются участки дорог, русла речек.
Во-вторых, это искажение масштаба вследствие плавания линий карты относительно друг друга. Отчасти из-за ошибок исполнителей при полевых измерениях, отчасти из-за работы копировщиков, отчасти просто из-за невозможности изобразить все как есть в этом масштабе. Например, самый маленький лог на карте имеет размер не менее 2-3 мм в ширину. То есть в масштабе 1:50 000 это 100-150 метров на местности. Фактически этот лог может иметь ширину не более 15-20 метров.
В третьих, большие изменения, отсутствующие на карте, вносит время. Зарастают старые и появляются новые дороги, просеки; меняются границы растительности и открытых пространств; исчезают деревни и возникают новые жилые массивы.
Здесь не ищется ответ на вопрос: почему это происходит? Главное, мы должны знать, что искажения есть и искать пути их нейтрализации.
Небольшой пример. На карте первенства России 2001 года южнее Сылвенского лесоучастка 2 контрольных пункта. Первый стоит на пересечении речки с новой дорогой, идущей к дачам от автомобильной дороги, проходящей через лесоучасток. Жёсткая привязка, вопросов нет. А перед мостом её пересекает другая дорога, пересекающая ту же речку чуть выше по течению, прижимающаяся после этого к речке, проходя от неё в 2-3 мм (100-150 метров). Фактически же на местности этим участком дороги не пользуются, а пересекают речку по мосту, где стоит первый КП. Далее следует отворот вправо. Но на обозначенном на карте расстоянии от речки в этом месте только тупиковый проезд к отдельно стоящим дачам вдоль речки, а сама дорога проходит южнее. И на этой дороге стоял второй КП, который при подходе с другой стороны брался без проблем. Налицо некорректность постановки КП. Как быть? Не ставить КП в таких местах. Или корректировать карту.
Если забыть о смещении линии дороги на карте относительно речки, этот же пример хорошо раскрывает и понятие параллельной ситуации. На карте вправо от моста уходит одна дорога, фактически на местности их две. КП стоит на второй дороге. Отсчёт времени от первого КП (пересечение дороги с речкой) практически приведёт в тупиковый вариант, где по иронии судьбы на том же расстоянии от отворота есть перекрёсток с другим тупиковым подъездом. Нет только контрольного пункта. Спасти положение в этом случае могла бы работа по другим ориентирам. Первый признак: отворот на первую дорогу менее наезжен. Это простой съезд к дачам, нужно было продолжать движение до отворота более наезженной проходной дороги, каковой она обозначена на карте. Визуально это заметно. Во-вторых, даже уйдя по тупиковой дороге и не найдя КП, нужно было перпендикулярно речке уходить от неё до выхода на проходную дорогу. Вроде бы всё ясно. Однако на соревнованиях в 19 часов вечера здесь промахнулись чехи, в 5 часов утра следующего дня - наша семейная команда. И всё это из-за гипнотизированной привязанности к «железному» линейному ориентиру - речке. А какой вывод из этого?
На дальних трассах при движении по твёрдому покрытию в порядке вещей «танцующая» походка в конце дистанции. Такой же «танцующий» почерк работы команды в поисках отдельных КП, выходов линейных ориентиров на просеки или открытое пространство.
«Танцующей» должна быть вся система работы с имеющимися в распоряжении команды средствами поиска КП: компас, часы, рельеф, точечные и линейные ориентиры.
Такой подход обеспечит минимально короткий по времени поиск КП, в этом залог максимально высокого для вас результата.

Слепой полёт.
Для примера возьмём перегон КП12-КП13 первенства России 2001 года. В таком направлении его прошли многие участники. Двигаясь от КП12, команда пересекает развилку автомобильных дорог, уходя влево по обходной дороге. Позади остаётся лог, имеющийся на карте. Ещё двести метров, и впереди слева примерно в 350 метрах от объездной дороги на выходе просеки на поляну стоит КП13. Это около 5 минут хода по закрытой проходимой местности при отсутствии на карте каких-либо ориентиров. Впрочем, вот и уходящая влево под прямым углом к объездной дороге узенькая лесная дорога, отсутствующая на карте. По направлению она нас вполне устроит. Включаем секундомер. И уже на второй минуте дорогу преграждает большая куча грунта, закрывающая видимость. Все дружно что-то ищут в карте. Мы же с вами не видим эту кучу, хотя преодолеть её по оси лесной дорожки не так и просто. Мы идём по показаниям компаса и секундомера. Скатившись с кучи, видим продолжение лесной дорожки. На четвёртой минуте впереди среди деревьев видим просветы свободного пространства. Но снижаем скорость и осматриваемся, только когда чётко вышли на основные контуры поляны из кармана, которым заканчивается лесная дорога. До этого мы как бы её не видели. По времени это должна быть нужная нам поляна. А вот справа и контрольный пункт. Просека прижимается к ближней к нам стороне поляны, хотя по карте проходит более чем в ста метрах от неё. Вот вам и погрешность карты. Участник, бегущий согласно карты до середины ближнего к нам участка поляны, оставит контрольный пункт за спиной.

Вносим коррективы.
Чаще всего корректируем величину скорости на мерных участках. Любое ухудшение проходимости местности, подъём, не прямолинейность движения, кратчайшая остановка вызовут неизбежное снижение средней скорости, и как результат, увеличение величины измеряемого отрезка времени до намеченного ориентира или контрольного пункта. Для уменьшения погрешности в измерениях дальности мерного участка есть смысл весь перегон между КП разбивать на более короткие отрезки, используя для этого имеющиеся на карте ориентиры и изменения рельефа. Это позволит и более чётко представлять своё местонахождение в текущее время.
Периодически нужно уточнять и сам дальнейший маршрут.
В первую очередь, исходя из свежеполученной информации о проходимости местности, её фактическом рельефе, сложности расположения КП. Это может касаться как сокращения, так и удлинения планируемого ранее маршрута, обхода наиболее крутых подъёмов и спусков, выход на КП с других привязок. Но нельзя слепо копировать вновь приобретённый опыт. Участок местности, на котором вы работали, может значительно отличаться от того, на котором предстоит работать.
Во-вторых, коррективы необходимо вносить, учитывая реальный расход воды и питания, фактический их остаток в рюкзаке, оставшееся расстояние до места, где их можно пополнить.
Определённые коррективы в маршрут может внести и приближающееся тёмное время суток. Исходя из уже полученной информации вы можете в той или иной мере изменить границы предстоящего для работы ночью района местности для обеспечения наилучших условий.
Жёсткую корректировку конечной части маршрута будет вынуждать делать и стрелка часов, неумолимо сокращающая величину оставшегося контрольного времени.

Психологическая устойчивость работы на маршруте.
Любые соревнования несут высокую эмоциональную и психологическую нагрузку. В рогейне она растягивается на 24 часа.
Это и неизбежное волнение на старте, способное привести к потере ориентировки уже на первых сотнях метров маршрута.
Это и «рваная» работа на маршруте, когда порой голова не успевает за ногами.
Это и психологическое давление соперников, хотя на дальних и сверхдальних дистанциях локоть соперника - это скорее локоть товарища по несчастью, чем локоть противника. Потеряв больше времени на каком-либо КП, чем вам бы хотелось, отнеситесь к этому спокойно. Такие же, а может быть и большие потери будут и у ваших соперников. Сохранив самообладание, вы получаете шанс сократить их в дальнейшем.
Это и непривычный для большинства из нас перепад высот при работе в горах, когда выгоднее работать на горизонталях, а при подъёмах не пытаться идти быстрее, чем это получается.
Это и сугубо специфичные для рогейна волнения. Так желание побольше успеть до наступления темноты прямо провоцирует ошибки. Не проще удержаться от ошибок и на рассвете, когда после работы ночью и море кажется по колено. А ведь голова соображает всё хуже и хуже, да и ноги начинают требовать всё больше и больше внимания и проявления силы воли. Эта же сила воли требуется и для сокращения разговорчиков в строю. Отвлечённый разговор может привести к ошибкам, потере своего местонахождения.
Преодоление маршрута рогейна требует от команды высоких морально волевых качеств, максимальной собранности, способности активно работать до последних минут контрольного времени, до последних метров сверхдальней дистанции.