Thursday, 28 March 2024 11:23:31

А. Вершинин. Rogaining. Пермский вариант. - Первые старты

Article Index

Первые старты.
9 часов 40 минут 28 августа 1999 года. Дан старт первым соревнованиям по рогейну на территории России. Одновременно стартовали 12 команд. Кто-то рванул в одну сторону, кто-то в другую, кто-то в сторонке намечает маршрут. Держу в руках сложенную пополам лицевой стороной наружу цветную карту района соревнований формата А3, заклеенную герметично плёнкой. Масштаб 1: 25000. 39 контрольных пунктов на площади 77 квадратных километров. Сразу уходим на дистанцию, по дороге к ближнему КП 21 бегло оцениваю ситуацию. Есть небольшое количество КП в прилегающем к месту старта районе, ограниченном автомобильными дорогами Бакинститут - Ляды и Архирейка - Крольчатник. Основное количество КП за дорогой Бакинститут - Ляды. Несколько КП на этой стороне дороги Бакинститут - Ляды за местной дорогой Архирейка - Крольчатник. Согласно разработанного дома плана, составленному на основании наших знаний о ожидаемом районе соревнований, мы попытаемся сначала взять в течение не более часа какую-то часть контрольных пунктов прилегающего к старту района. До наступления темноты максимум контрольных пунктов за дорогой Бакинститут - Ляды и утром, сколько успеем до истечения контрольного времени, контрольные пункты на этой стороне дороги Бакинститут - Ляды за дорогой Архирейка - Крольчатник. Попутно решаю задачу последовательности прохождения КП ближнего района. Первым берём ближайшее КП 21; КП 24, как ближнее к ближайшему КП 47 на той стороне дороги, оставляем напоследок, близкое к предполагаемой дороге возвращения на базу КП20 оставляем на вечер; далее КП 23, КП 22.
На 57-ой минуте выходим на дорогу Бакинститут - Ляды. Это вполне соответствует плану: не более часа в ближнем районе при любых результатах. Здесь каждое КП оценивается 10 очками, за дорогой Бакинститут - Ляды их цена 15 очков. У Мити на круглой картонке в капроновой крышке с цифрой 10 (порядковый номер нашей команды) 4 оттиска взятых КП в районе площадью около 6 кв. км. А у меня в голове к той поре вырисовывается чёткая последовательность взятия КП за дорогой. Даже немного берут сомнения. Неужели так просто мы сумели решить самую главную на наш взгляд задачу на пути успеха в соревнованиях по рогейну: определить оптимальную последовательность прохождения КП. Взятые ранее КП стоят на чётко читаемых и на карте, и на местности ориентирах. Белая полоса краской вокруг дерева шириной 300 мм на высоте примерно полтора метра была заметна издали. Время на поиск КП практически не требовалось, кроме чисто технического для подхода к КП, поиска компостера с задней стороны дерева, выбора правильного положения крышки с помощью своеобразного ключа, нажатия на крышку для получения оттиска. В дальнейшем, когда ориентиры иногда плохо читались на местности, когда просто чёрт, как говорится, водил; мы в полной мере оценили такую прелесть рогейна, как совместный поиск КП на законных основаниях. Успешно взятые первые КП, прекрасная погода, благоприятная астрологическая обстановка (информация об этом висела на старте) вызывают желание попробовать взять все КП. Небольшая заминка на 7-ом по счёту КП44 только раззадорила, усилила желание потягаться с трассой в полном объёме. Мы уже трижды пересекли речку Мось, одолеваем длинный затяжной подъём к КП49 , по просеке буквально съезжаем по крутому склону в долину речки Каменка, где на их пересечении нас ждёт КП52. По противопожарной просеке выходим на КП54, вновь перебираемся через речку Каменка по заросшей просеке к КП51, далее по не менее заросшей дороге выходим на КП55 и вновь по противопожарной просеке пытаемся пробраться к КП53. Участок широкой просеки, пересечённый целым рядом логов, видимо никогда и не прорубался, местный люд его явно обходит стороной, которая нам на глаза не попала. Когда выбрались на продолжение просеки, у нас оставалось только одно явно выраженное желание: передохнуть.
Но время не ждёт, и мы снова в дороге. Взято КП53, направляемся к КП50. Вскоре теряем просеку, на её месте какие-то вырубки, завалы, она практически не читается на местности. Забираем чуть вправо, пытаемся выйти на дорогу, имеющуюся на карте перед нами. Вот вроде бы и она. Уходим по ней влево, пытаясь найти пересечение её с потерянной нами просекой. А вот и долгожданное КП50. С ходу берём КП46, КП45, КП41. И не можем найти КП39. Центр кружка левее выхода дороги на поляну. Делаем несколько кругов по лесу. Тщетно. Выходим на поляну, чтобы двигаться дальше. Прощай мечта о том, чтобы взять все КП. Поворачиваю напоследок назад голову и прямо на пересечении дороги с краем поляны вижу КП39. Далее берём с ходу КП42, КП43, КП38, КП37, КП36, КП35, КП33, КП32 и не можем выйти на КП31. Одна просека есть, все её характерные ориентиры на месте, а вот той просеки, по которой пришли, нет. Она и до этого толком не читалась на местности, а сейчас мы её совсем потеряли. И опять наше настроение уходит вниз. Спускаемся по просеке в лог к речке Васильевке, которую только что пересекли по пути на КП31. Но что это? Перед нами не начало лога, а только ложок, которого и на карте нет. А мы-то перед ним поворачивали назад в поисках КП31. А вот и сам КП31. Радостные, мы спускаемся теперь уже в настоящий Васильевский лог, выходим к КП34. О таком перед стартом мы не смели и мечтать. Взяты все КП в районе за дорогой Пермь - Ляды. Взгляд на часы: время перевалило за 20 с половиной часов. Скоро будет темнеть, а до базы более 10 км, да ещё надо как-то облегчить положение на завтрашнее утро: сократить число ещё не взятых КП. В третий раз пересекаем Васильевский лог и выходим на дорогу Бакинститут - Ляды. Пересекаем её и выходим на КП13. Далее идём по автостраде к КП19, и взгляд скользит на кружок рядом за дорогой: КП40. Так ведь мы его не взяли. Не напрасно нас чёрт водил здесь днём у КП39, но мы его намёка не поняли. Наше настроение быстро меняет полярность. Но также не менее быстро темнеет, и при отсутствии технического снаряжения к передвижению в условиях полной темноты достижение КП40 становится крайне рискованным. Как ни обидно, поворачиваем к промежуточному финишу. По дороге на ночёвку берём ещё КП19, КП20 и где-то около 23:35 возвращаемся на базу. Взят 31 контрольный пункт, набрано 430 очков. Нас встречает Герман Николаевич с информацией , что только что ушли домой Володя Мазанов с Геннадием Ногавициным, которые за 11 с половиной часов взяли все 39 контрольных пунктов, набрав максимум 515 очков. Митя явно разочарован, и Герман Николаевич успокаивает, что у него всё ещё впереди. Берём третий рюкзак, который оставался на базе, перекладываем продукты в наши рюкзаки с собой в дорогу утром; ужинаем, устраиваемся на ночёвку.
В 5:30 утра 29 августа мы уже на трассе. В нашей дружной сплоченной команде раздор, причиной которого всё тоже злосчастное КП40. Чтобы его взять, нужно делать крюк около 4 км, что Мите явно не хочется. Кроме того, что на не взятые 7 контрольных пунктов на этой стороне дороги Бакинститут - Ляды до 9:40 утра времени всего ничего, ему страшно надоели сапоги, да и общая усталость после вчерашнего дня сказывается. Чтобы отвлечь его, отдаю ему карту. Берём КП18, затем КП17. Далее курс на КП40. Дорога, по которой идём, уходит влево, нам надо вправо. Удивлённо смотрю на направляющего. Он идёт, подрёмывая на ходу, карта спрятана за пазухой. Так мы далеко зайдём. Забираю карту, берём нужное направление. Делаем отметку на КП40, возвращаемся обратно. Последовательно берём КП14, КП11, КП 12, КП15. До окончания контрольного времени 45 минут, до финиша около 3 км. Направляемся к последнему не взятому КП16. Он находится метрах в 400 от микрорайона Костарево в широкой лощине. Думаю, что на той стороне лощины ближе к нам новый микрорайон Ива-2, надо брать правее и чуть дальше его. Но при подходе машинально сворачиваю в лощину, не доходя метров 400 до Ивы-2. Когда до меня доходит, что КП впереди, слышу Митин крик, что контрольное время на исходе. Дружно бежим на финиш. Общее время 23 часа 57 минут. Взяли 38 контрольных пунктов из 39, набрали 505 очков. В первый день мы прошли за 14 часов 49 км, во 2-ой день за 4 часа 19 км.
Но кажущаяся ранее недостижимой высота уже подвергается сомнению, и 2-го октября 1999 года на закрытии сезона города по рогейну мы вновь на трассе. Для нас это своеобразная тренировка. Задача в отведённые 12 часов улучшить результат, показанный 28 августа. Летим по расползающейся глине. Глазам больно от золотистого сияния, исходящего от деревьев, не смотря на пасмурную погоду. За 11 с половиной часов берём 31 контрольный пункт, 425 очков, около 51 км по уральскому лесу.
Несколько слов о характере местности в районе соревнований. Он частично совпадает с районом, описанном в журнале «Азимут» № 5 за 1999 год в статье Виктора Брызгалова «Сутки с картой»: «... сильнопересечённая труднопроходимая местность уральского предгорья, испещрённая многочисленными притоками и истоком речки Васильевки ...». Карта этого года захватывает ещё речку Мось с её притоками.
Карта 1958 года, коррекции 1983 года. Тут трудно что-то посетовать, как говорится, чем богаты, тому и рады. Могу только дополнить, что наша радость была вполне искренняя. Но поскольку контрольные пункты на радость не поставишь, то для этого использовались ориентиры, входящие в топооснову. В основном это были пересечения просек; их пересечения с речками, дорогами, полянами; карманы полян. На мой взгляд, на такой труднопроходимой местности это было единственно верное решение. Здесь скрывается одно из коренных отличий рогейна от спортивного ориентирования. Как для полёта на высоких скоростях нужен разреженный воздух, так для сверхдальних дистанций рогейна нужна более простая постановка КП.
Соревнования проводились в такое время года, когда значительную часть суток занимает ночь. Учитывая характер района соревнования, длительность, а соответственно и усталость участников, работа на трассе прекращалась. О 2-х вариантах вы уже знаете (дома и на базе), несколько пар участников ночевали в лесу. При более спокойном рельефе местности, лучшей проходимости или при проведении соревнований в период белых ночей, мы готовы были бы работать и ночью, как это делается на дальних трассах походов выходного дня.
Способ продвижения. Двигались, кто как может, в основном пешком, большая часть участников в полусапогах..
Особо хотелось бы отметить грубое нарушение оргкомитетом одного пункта Положения о соревнованиях: старты были бесплатными для участников. «Виноваты» в этом в первую очередь Герман Николаевич Шестаков, областная федерация спортивного ориентирования, работники лыжной базы «Динамо», наши спонсоры. Огромное им за это спасибо! Сердечное спасибо за помощь и поддержку нашей жене и маме, которая всегда была рядом с нами! Эти два вторых места в двух первых стартах по рогейну мы посвящаем её приближающемуся дню рождения как подарок от двух её мужиков!