Пятница, 29 марта 2024 02:39:51

А. Вершинин. Rogaining. Пермский вариант. - Работаем командой

Содержание материала

Работаем командой.
По правилам международной федерации рогейна в команде могут быть от 2 до 5 человек. «Ну а сколько именно? - спросит читатель. А в зависимости от вашей квалификации. Попробуйте представить себе команду из 5, пусть из 3 сильных участников. У каждого свои взгляды, свои варианты последовательности поиска КП и т.д.. А различный уровень физической подготовки, плюс ещё и различные материальные возможности. Даже минимум, т.е. 2-х человек, работающих синхронно, взаимно дополняющих друг друга, подобрать трудно. По крайней мере у нас в Перми при проведении первых стартов такие проблемы были. А без этого сильной команды не будет. Недаром проблемы взаимодействия в команде специально рассматривались в период проведения 3-го чемпионата мира. На 4-ом чемпионате мира из 193 команд только 1 команда состояла из 5 человек, 15 команд - из 3 человек, остальные - по 2 человека. А прочитайте правила. Достигнутые результаты аннулируются для последующей работы, если один из участников отказывается работать в команде, и всё равно люди идут на это. Вот до чего сильны могут быть противоречия в команде, если один из её членов не хочет и не может дотерпеть до конца соревнований, если с плеча рубит затянутый узел противоречий. И чем больше команда по численности, тем больше вероятность наличия таких противоречий. (Правда это может быть и болезнь, низкая физическая подготовка или травма одного из участников. Реакция судей будет такой же). А вот начинающие могли бы, наверное, и в большем числе стартовать, чем 5 человек. Просто какая-то часть участников будет всё больше играть роль статистов по мере роста квалификации тех, кто ведёт. Но для того, чтобы быстрее выявить лидеров, создать более устойчивые команды, для большей безопасности есть смысл комплектовать команды из начинающих в большем, чем по 2 человека, составе. Сюда же можно отнести и детские команды.
Несколько слов об особенностях работы командой.
Во-первых - работа с новичками. Группа начинающих участников может на самых законных основаниях участвовать в соревнованиях, заплатив стартовый взнос. Среди них может быть опытный участник, и при приличной физической подготовке остальных, команда может претендовать на достаточно высокое место в финишном протоколе (Ориентировщики могут оценить эту возможность по достоинству). Правда, остальные участники, согласно здравой логики, как минимум, должны уметь самостоятельно выйти из игры в случае чрезвычайных ситуаций с ведущим, оказав ему при этом необходимую помощь. Способствует достижению достаточно высоких результатов для начинающих и формула соревнований, представляющая возможность ночного перерыва. При таком варианте это фактически два старта в течение двух дней подряд, где результат суммируется, что позволяет иметь достаточно высокий результат для участников со средним уровнем физической подготовки.
Во-вторых - поиск контрольных пунктов. Он значительно облегчается при работе командой, включая и отметку на КП. Один из участников отмечается на контрольном пункте, второй в это время намечает дальнейший маршрут, может просто перевести дух и т.д.. При этом не забывайте, что правилами предусматривается, чтобы остальные участники отмечающейся на контрольном пункте команды были в пределах прямой видимости на расстоянии не более 20 метров от КП.
В-третьих, вспомним подготовку космонавтов. А именно - про дублёров. Три и более человека в команде позволяют обеспечить регулярность проведения тренировок (когда кто-то не может, тренировка не срывается для остальных членов команды). Повышается безопасность тренировок при полном составе команды. На крупные соревнования могут ехать в наиболее сильном составе, или кто может по состоянию здоровья, по финансовым возможностям и т.д. Ничего не будет нарушено, если команда выступит и в своём полном, привычном для неё, составе.
В артиллерии главный тот, кто имеет право давать команду «Огонь!». В рогейне это тот, кто ведёт команду по маршруту. Назовём его условно лидером, вкладывая в это слово способность осознанного грамотного управления движением по маршруту. Есть несколько основных вариантов работы командой, которые определяются тем положением, которое занимает в команде второй участник.
Вариант 1. Оба участника не являются явно выраженными лидерами, постоянно советуются друг с другом в выборе пути. Увлёкшись чем-то, упускают другое. Команда неустойчиво работает на маршруте. Общий результат, даже при её хорошей физической подготовке, сравнительно не высок. Что ж, лидерами не рождаются, лидерами становятся. В команде из 3-х человек такого уровня конечный результат будет ещё хуже на 10-30 процентов.
Вариант 2. Второй участник ориентируется значительно хуже первого. Успех команды во многом будет зависеть от того, как он себя поведёт. Будет, что называется, качать права, и тогда команда далеко не уйдёт. Более того, она имеет шансы совсем сойти с маршрута. А может, реально представляя свои возможности, искать своё место в команде, взяв на себя ряд хозяйственных, организационных и других вопросов. Такая команда будет более устойчиво работать на маршруте, и результат будет значительно выше. И третий участник, работающий в том же направлении как второй, при его равной физической подготовке общую картину существенно не испортит, в то же время значительно увеличив возможности команды при работе в районе нахождения КП.
Вариант 3. Оба участника - явные лидеры высокой квалификации. По очереди ведут команду, объединяя свои усилия в трудных ситуациях. Будучи попеременно ведущим и ведомым, каждый до мельчайших подробностей представляет свою работу в том или ином качестве. Третий здесь в любом варианте будет обузой для команды, потому что это тот самый случай, когда третий лишний. При удачном решении вопросов психологической совместимости команда просто обречена на успех.
В реальной жизни возможны самые причудливые оттенки сочетания этих вариантов, так как жизнь не стоит на месте. Даже один и тот же участник, вышедший на старт в одном качестве, может финишировать, используя и обогащая свой жизненный опыт, совсем в другом качестве.