Пятница, 19 апреля 2024 18:22:01

А. Вершинин. Rogaining. Пермский вариант. - Обувь

Содержание материала

Обувь.
Это наиважнейший элемент вашей подготовки к рогейну. Вы ещё не забыли, что ей нужно помочь ступне выдержать вес более веса железнодорожного состава. Правильно подобранная обувь продляет вашу работоспособность. И как деньги, хорошая обувь нужна, чтобы не думать о ней на маршруте, или, по крайней мере, как можно дольше не думать. Но поскольку мы практически все вынуждены думать о деньгах, давайте и обзор обуви и требований к ней начнём с того, что попроще в смысле цены.
Резиновые полусапоги. В них выступали победители и призёры первых российских соревнований по рогейну. Лёгкая, с известным комфортом для ноги, обувь, особенно в предосеннюю и осеннюю погоду, в дождь. Лучшие из имеющихся результатов выступлений в сапогах - в пределах 65-70 км на маршруте. Требуют доработки - дополнительных стелек. Стельки под пальцами ступни должны иметь меньшую толщину или вообще отсутствовать (речь идёт о дополнительных стельках). Сюда же можно отнести и футбольные полукеды с шипами. Вес у них еще меньше. Но они слабы при необходимости движения по дорогам с жёстким и гравийным покрытиями. При преобладании мягких грунтов дополнительная стелька из «пенки» от туристского коврика, покупная или от другой обуви. (вторая под ступню, до пальцев ног, с супенатором) обеспечат достаточно комфортные условия на несколько стартов. (Часть участников вторую стельку делает в форме перевёрнутой запятой, наклеиваемой снизу на первую стельку. Кругляш под пятку, хвостик играет роль супенатора.) Хорошая обувь в таких случаях должна максимально перераспределять неровности дороги на всю ступню за счёт жёсткости подошвы, несколько смягчать силу удара ноги о грунт за счёт её упругости (но не мягкости, в этом случае вы рискуете получить волдыри по всей образующей ступни).
В лучшую сторону отличаются кожаные футбольные бутсы, у которых достаточно жёсткая подошва. Они позволяют устойчиво двигаться по мягким трассам, особенно в дождливую погоду, достаточно износоустойчивы для частичного движения по жёстким трассам. В таких бутсах я выступал на чемпионате мира. Надо сказать, что после этого они имели бледный вид. А ведь наш маршрут был достаточно коротким. Примерно такая же судьба и у специальных кроссовок для спортивного ориентирования с твердосплавными вставками.
Поэтому при выступлении в горах неплохо иметь 2-ой комплект хорошо разношенной обуви в запасе.
Ну а в заключение поговорим о кроссовой обуви. Из всего многообразия того, что можно найти в магазинах и на рынке, трудно что-то предложить подходящее для дальних трасс. Слишком сложны для выпускаемых массово моделей кроссовок предъявляемые требования. Попробуем их сформулировать. Помимо упоминавшихся требований о весе, цене и жёсткости подошв при одновременной упругости, уже сводящих выбор практически к нулю, настоящие кроссовки для рогейна должны обеспечивать комфортность для пальцев ног. Ну и обладать прочностью, обеспечивающей как тренировки разгона, так и основной старт. Требования понятные, чуть поподробнее остановлюсь на том, что я понимаю под комфортностью для пальцев ног. Здесь нужно обращать внимание на два момента. Первый - подошва у большинства кроссовок имеет спереди закругление вверх. Естественно за счёт утоньшения подошвы в этом месте. И весь вес, принимаемый этой частью подошвы, ложится на пальцы ног. На практике вы почувствуете это по многочисленным волдырям на пальцах. Второй момент - наличие перелома подошвы изнутри у фирменных кроссовок. При его наличии, когда одеваешь новые кроссовки в первый раз, ощущение, что пальцы ног висят в воздухе, то есть весь вес приходится на ступню ноги. В разношенной обуви это ощущение пропадает, но распределение веса остаётся. Это существенно снимает весовую нагрузку с пальцев ног, повышая вашу реальную дальнобойность.
Поскольку идеально все эти требования выполнить не удастся, ту обувь, на которой вы остановили свой выбор, нужно хорошо разносить, попробовать, как она поведёт себя на трассах дальностью 50-70 км. В хороших кроссовках ступни должны болеть в местах, куда приходится основной вес, при минимальных потёртостях или практическом отсутствии таковых. На места потёртостей на последующих и на основном стартах желательно заранее наклеить лейкопластырь. Не забывайте на жёстких грунтах про третью пару носков, попробуйте поработать со стельками. Носки сохраняют профиль фирменной обуви изнутри, стельки повышают общую жёсткость подошвы.
Исключают вышеуказанные проблемы добрые фирменные кроссовки с использованием специальных спортивных носков. Их достаточно по одной паре. Да и лейкопластыри не потребуются. Но их надо суметь найти, плюс высокая стоимость. Да и снимаются проблемы в полном объёме только для участников с малым собственным весом.
Увлёкшись носками, стельками, жёсткостью подошвы, не забывайте и о родимых ногах. В зависимости от расстояния ноги всё больше и больше отекают, увеличиваясь в размерах. Покупая обувь, берите её несколько больше (на 0,5-1,5 размера). Причём тем больше, чем больше то расстояние, которое вы собираетесь преодолеть.
На тренировках по жёсткому грунту в сухую погоду, по асфальту можно использовать и полуботинки, туристские ботинки на жёсткой подошве. Одним словом то, чем вы пользуетесь в повседневной жизни, кроме обуви на высоких каблуках и домашних тапочек. Естественно, что износ их значительно возрастёт.
При стартах по рогейну в любой обуви, кроме полусапог, на взъёме ног нужно иметь защиту от ударов о сучья, ветки, низко лежащие упавшие стволы деревьев. Это может быть какое-то подобие футбольных гетр, усиленных спереди слоем толстого материала. Толщина слоя зависит от степени проходимости местности на соревнованиях.