Четверг, 22 октября 2020 20:21:46

Олег Калинин. Рассказ об участии в Чемпионате Европы по рогейну 2020 в Латвии

В связи с известными всем событиями главный старт этого года – ЧМ в США был перенесен на 2021 год, и после этого самым значимым событием для рогейнеров стал Чемпионат Европы в Латвии. Несмотря на общую ситуацию с развитием пандемии и ограничениями на перемещение между странами, организаторы несколько раз подтверждали, что Чемпионат состоится. Более того, в конце июля организаторы объявили, что все заявленные и оплаченные участники попадают в список аккредитованных спортсменов, которым разрешен въезд в Латвию без 14-дневного карантина, при наличии отрицательного теста на Ковид. Непонятным оставалось, достаточно ли этого условия, чтобы выехать из России. Мы с командой (Наталья Зимина и Игорь Манжай) обсудили наши желания и возможности, и решили заявиться на Чемпионат. Небольшое отступление. Вообще я изначально рассматривал участие в классе МВ, но мой прошлогодний партнер по Чемпионату Мира Сергей Константинов из Нижнего Новгорода серьезно травмирован, и в этом году пропускает сезон. После того, как мы с Игорем пробежали в конце мая «Золото Сенежа», мы первый раз обсудили возможность участия в классе ХО вместе с ним и Натальей. Для меня это стало первым опытом участия в смешанной команде на международных стартах, и, забегая вперед, скажу что никакой «халявы» в плане нагрузки не было и в помине. Временами было крайне тяжело, давала о себе знать хроническая травма колена. И если проанализировать результаты, то у победителей в классе МВ наша команда выиграла 50 очков. Хотя возможно и не все сильнейшие ветеранские команды смогли принять участие в ЧЕ.
Я не буду подробно описывать как нам удалось выехать из России. Скажу только, что процесс был непростой, занял много времени, и отнял большое количество сил и нервов. Дорога заняла около 20 часов, включая бессонную ночь с четверга на пятницу. Любой человек, имеющий опыт участия в 24часовом рогейне знает, что главное - это подойти к старту хорошо восстановившимся и свежим. К сожалению другого варианта как добраться для нас не существовало, и, несомненно, эта бессонная ночь отрицательно сказалась на нашем самочувствии во время гонки.
Но главное, что все барьеры были пройдены, и мы добрались до центра соревнований. По прибытии мы сдали еще один тест на коронавирус, который стоил 59 евро. Как потом выяснилось, мы стали единственной командой, которой удалось выехать из России и принять участие в Чемпионате. Была еще одна команда представлявшая Россию в классе МВ в составе Саши Халяпина и Славы Завьялова. Но Саша живет и работает в Таллинне, а Слава в Англии. Так что им было немного проще въехать в Латвию. В общем тот факт, что нам удалось попасть на ЧЕ и мы практически одни представляем нашу страну, лично меня очень сильно мотивировал.
Ночь перед стартом провели в курортном поселке Энгуре, в очень красивом месте на побережье Балтийского моря. Накануне вечером провели все приготовления, закупили недостающее питание на гонку. Могу привести свою примерную раскладку по питанию на суточном рогейне. С собой обычно беру: 15-18 гелей, пару шоколадных батончиков типа Баунти или Твикс, вяленые бананы (предпочтительнее) или курагу примерно 200 г, кусочки слабо поджаренного куриного филе или что-нибудь типа охотничьих колбасок. В том магазине, где мы закупались, вяленых бананов не оказалось. И почему-то я решил не связываться с приготовлением куриного филе, а купил охотничьи колбаски, которые оказались неудачными, слишком сухими, и жевались и заходили во время гонки с большим трудом.
В день старта встаем в 7 утра. Просыпаемся с трудом, сказывается бессонная ночь накануне. Быстро завтракаем и едем в центр соревнований. В 9.00 происходит выдача карт. Надо отметить, что в этот раз процесс выдачи карт был организован невероятно удобно для участников. Карты, свернутые в трубочку, были заранее надеты на колья с табличками для команд из 2 или из 3 участников. В 9.00 любой участник команды подходил и самостоятельно снимал карты с кола. Никаких очередей и столпотворений.
Далее начался самый любимый для меня этап в рогейне – этап планировки. Накануне я успел побегать на полигоне, и это дало хорошее понимание о характере местности, пробегаемости, особенностях рисовки карты. Исходя из этого собирались планировать примерно 95-98 км по прямой. Планировку начали порознь - я по старинке с курвиметром, Наташа с Игорем использовали булавки и нитку. Нестандартный масштаб 1:27000 дал возможность поупражняться в математике. После непродолжительного мозгового штурма совещаемся, и приходим к единому мнению, что нужно по-светлу собирать КП в центре и в западной части карты, а к наступлению темноты оказаться в северной прибрежной части, которая явно смотрелась намного проще в плане навигации и передвижения. Юго-восточный угол карты решили выкинуть, так как несмотря на то что в этом углу много полей, расстояния между КП больше, по сравнению с другими частями карты. Ссылка на карту чемпионата: https://www.erc2020.lv/img/ERC2020.gif. Весь процесс планировки, нанесения маршрута на карту вместе с временными отметками занял почти 2 часа. Как всегда в рогейне, время между выдачей карт и стартом пролетает очень быстро.
И вот все команды собираются в стартовой зоне, ровно в 12.00 дается стартовый сигнал. Погода достаточно комфортная, примерно 21-23 градуса, переменная облачность. Но после 21.00 и ночью по прогнозу обещан большой дождь, так что с собой берем мембранные дождевые куртки. План на первые 2 часа был такой: С-26-66-76-58-84-73. В последний момент Игорь предложил добавить 74ый после 26го. Так и решили, вначале дорожные перегоны бегутся быстро. С ориентированием поначалу проблем нет, карта читается отлично. Все тропы, нарисованные на карте, даже исчезающие, есть на местности. Рельеф тоже прорисован хорошо, степень генерализации позволяет уверенно отличать все объекты на местности. Самочувствие хорошее, бежится достаточно легко.



Небольшая заминка на 3-4 минуты происходит на уходе с кп 58, пересекли нужную нам тропу, перепутав ее с другой. Но быстро исправились и вернулись. 73 кп берем через 1.55, то есть опережаем график, несмотря на добавку 74го.



Далее план такой 73-36-57-72-64-97-35-94. КП становятся сложнее, дорожных вариантов становится меньше. Тем не менее все КП берем чисто, без потерь. Но примерно через 3 часа после старта мое самочувствие стало резко ухудшаться. Стала болеть нога, и стал чувствовать перегрев, хотя жары никакой не было и в помине. Пришлось принять таблетку Найза. Старался больше пить, но все равно было постоянно жарко. На поиск КП 94 потратили лишних 5-7 минут. КП стоял на берегу небольшого озера на «бобровом домике». Окрестности озера оказались сильно заболочены и заросли камышом. Тем не менее отмечаем КП через 3.55 от старта, то есть движемся точно по графику.



Далее по плану: 94-56-82-55-62-101-42. Один из самых сложных отрезков дистанции в плане навигации. На заходе на 56 теряем 3-4 мин, зайдя на соседний бугор. Сложные КП 82, 55 и 62 берем чисто. С 62го выходим на запад на поле и бежим на пункт с водой W1. Я за 5 часов выпил практически весь 2литровый запас изотоника. Проводим 7-8 минут на пункте с водой, потом не очень четко берем 101. На 42м совершаем первую достаточно крупную ошибку. Лощина в которой стоит КП оказалась заросшей, глубокой и с крутым склоном. Мы стояли около нее практически над кп и не хотели спускаться, думая что мы находимся северо-западнее КП у склона. Сбегали вдоль лощины на ЮВ, и взяли кп только по подсказке ветеранской команды. Потеря около 10-12 минут. Отмечаемся в 18.18, отставание от графика 18 минут. Пока ничего критичного, так как на ночь запланирован график по 7 км по прямой за 2 часа. С учетом чистого куска карты надеемся отыграть отставание.



План дальше: 42-54-80-31-92-51-91. Все КП берем чисто. Максимально используем обходные надежные варианты по дорогам. При заходе на 91 попадаем в очень неприятную вырубку с высокой травой, множеством стволов, плохо заметных в траве, и все это на крутом спуске в яму. Помогает то, что от прошедших команд уже есть хорошо заметные натоптанные тропы. Отмечаем 91 в 20.21. Добавили к отставанию еще 3 минуты. Самочувствие меняется волнами. Иногда становится полегче, иногда очень тяжело. На хламных участках из-за боли в ноге часто теряю координацию, спотыкаюсь, иногда падаю. Но боевой настрой сохраняется.



Далее план такой: 91-93-53-61-81-32-102. Следующая 2часовая отметка стоит посередине перегона 32-102. Сложный перегон на 93 проходим севернее по тропам, берем чисто. По пути на 53 одеваем фонари. Заходим также с севера и попадаем точно в пункт. Остается один сложный кп 61, потом несложный 81и выходим в дюнную часть. 61 четко заходим с юга по границе контура. 81 и 32 берем без проблем. Выходим на асфальт, бежим до нужной просечки. Отставание от графика выросло до 30 минут. 102 КП и по карте смотрелся сложным, но мы рассчитывали на чистый лес вокруг. По факту оказалось, что исчезающая просека, которая идет от асфальтовой дороги на восток в сторону КП практически на всем протяжении проходит по кустам и заросшим полянам. Идем медленно и долго, через какое-то время просеку теряем, идем по направлению. Выходим на полуоткрытое пространство, мне кажется, что нужно идти еще вперед. Но в этот момент встречаем украинскую юниорскую смешанную команду, которые подсказывают, что кп стоит 150 метров сзади. Повезло, потеря около 5 минут, а могло быть намного больше.



Далее план был 102-63-71-34-83. Но у меня опять практически закончилась вода, предлагаю пройти 102-71-63-44(кп с водой)-83. Наконец-то начался действительно чистый лес и беговые дороги. На 44 пополняем запасы воды. Уходим с кп, через 200 метров Наташа понимает, что забыла карту возле родника. Игорь возвращается за ней бегом. Кстати обещанного дождя практически нет, периодически немного капает, но это наоборот только освежает. Мне по-прежнему жарко. И только после взятия 83го начинается серьезный заряд дождя, так что приходится достать дождевые куртки. Впрочем, дождь продолжался недолго. 83 отмечаем в 0.36, отставание еще немного выросло, но мы удлинили маршрут.



Далее по плану 83-45-99-69-89. Все КП берем без ошибок, в том числе непростой 99. Отмечаем 89 в 02.11, отыгрываем большую часть отставания! План работает.



Далее 89-40-60-90. Заход на КП 40 по кочковатой вырубке со стволами и глубокими ямами между ними. Дается тяжело. Выходим с кп на северо-восток на просеку. Я предлагаю сесть отдохнуть 5 минут. Сил нет от слова совсем. Пытаюсь поесть охотничьи колбаски, заходят с большим трудом. Ругаю себя за то, что поленился приготовить и взять куриную грудку. После отдыха немного полегче. КП 60 стоит прямо на пляже на берегу моря. Море безумно красиво даже в темноте. Практически нет ветра и легкие маленькие волны накатывают на песок. Отмечая КП видим, как одна из команд отдыхает лежа на пляже. Как же хотелось последовать их примеру. Но усилием воли заставляем себя двигаться дальше. На длинном беговом перегоне на 90 опять начинает сильно болеть нога. Приходится опять просить у Наташи обезболивающие таблетки. Кажется помогает. Заход на 65 очень сложный. Главное не зайти в территорию, заштрихованную красным, иначе это может обернуться дисквалификацией. Долго идем через какие-то заросшие и заваленные поляны, пересекаем несколько канав. Я теряюсь и не понимаю, где мы находимся. Наконец выходим на просеку СЗ-ЮВ. Мне кажется, что мы уже рядом с КП, но Наташа говорит что мы на одну поляну севернее. Я все-таки не уверен, и пробую найти КП, но его нет. Наташа права, пробегаем по просеке 200 метров, выбегаем на нужную поляну и берем КП. Потеря на заходе около 10 минут. Отмечаемся в 4.17, отставание 17 мин.



Далее по плану 65-70-88-96-68. Глядя на карту, я считал, что в районе КП 70 болото будет чистым моховым и гряда будет хорошо заметна. По факту болото оказалось очень тяжелым: заросшее высокой травой, заваленное стволами и кочковатое. Двигаемся по нему очень медленно. При уходе с 70го не можем попасть с одной гряды на другую, которая находится юго-западнее. Идем на запад, а болото с завалами все никак не кончается, кажется бесконечным. Наконец выходим на тропу сильно севернее той развилки, на которую мы должны были бы попасть если бы шли по гряде. Потеря 10-15 минут. И на этом перегоне Наташе становится тяжело, нам с Игорем приходится останавливаться и ее ждать. Перегон 70-88 оказывается одним из самых медленных по скорости. Но по пути на 96 начинает светать, а значит скоро финиш, и пора прибавлять скорость. Тем более, за последние 4 часа по плану мы должны пробежать 18 км по прямой, практически как в первой части гонки. На КП 96 решаем сплавать через озеро туда-обратно в узком месте с мыса. Оказывается глубина там по пояс и плыть не требуется. Остается 6 часов до финиша.



КП 68 отмечаем 6.17, все те же 17 минут отставания. Начинаю переживать, что не успеем взять все что запланировали. Просчитываю все оставшиеся перегоны практически поминутно. Составляю в уме примерный график отметки каждого кп. 68-98 сложный перегон идем в обход с востока по просеке, дороге и тропе. 98-48 используем тропу, затем медленно подрезаем через вырубку. 48-50 по дороге, затем по тропе, первую «оливку» обходим с севера. Берем 50, возвращаемся назад через W6, доливаем примерно по литру воды. Бежим по дороге на 59, возвращаемся по ней же. Заходим на сложный кп 100. Чуть было не совершаем ошибку, южнее кп есть ненарисованный бугор, заходим сначала на него, потом быстро поднимаемся на нужный и отмечаем кп в 8.27, остстаем почти на полчаса, успеем ли? В такие моменты у меня наступает мобилизация всех ресурсов, о боли практически забываю. И вижу что мои партнеры тоже готовы работать на полную.
Бежим в хорошем темпе 100-77-47-79-87-28. Отмечаемся в 10.05, почти догоняем график. План 28-95-86-49-78-20-Финиш. Если все получится, то наберем ровно 400 очков. КП 95 простой, берем быстро.



КП 86 - единственный сложный в концовке, и, к сожалению, нам не удается взять его чисто. Восточнее КП мы вышли на не отображенную в карте заболоченную поляну, подумали, что находимся западнее кп, пошли на восток, потом развернулись, потом еще пару раз. В общем потеря минут 8-10. Отмечаемся в 10.45.



Выходим на север к железной дороге, идем по ней на запад. Пытаемся найти уход просеки или тропы на север, но ничего не видим, вдоль ж/д широкая полоса заросших кустов и никаких троп. Понимаем, что уже находимся западнее, привязываемся по изгибу ж/д. Начинаем резать на север и попадаем в заросшую вырубку. До финиша остается меньше часа, ситуация критическая. Наташа предлагает уходить обратно на ж/д, по ней до шоссе и бежать на финиш, иначе не успеем. Я беру ответственность на себя и говорю, что надо рискнуть. В итоге достаточно быстро проходим вырубку, выходим на дорогу и берем 49. Отмечаемся в 11.11. На 78 бежим в обход по дороге, выжимаем из себя все что можем. Пульс, наверное, близок к максимальному, хотя скорость вряд ли быстрее 6 мин/км. Отмечаем 78 в 11.28. На 20й не успеваем, но на финиш должны успеть. Выбегаем на асфальт, и тут меня окончательно накрывает, бежать не могу, хочется лечь. Поворачиваем на запад в 11.43. Игорь цепляет резинку к моему рюкзаку и тащит меня за собой. Последний подъем проходим пешком и финишируем в 11.58.41. Падаю сразу после финишной станции и минут 10 не могу прийти в себя.



Комментатор на разных языках объявляет, что в смешанном классе лидирует Украинская команда. Не хочется в это верить, по ощущениям прошли гонку очень сильно, больших потерь в ориентировании не было. И вот на большом экране появляются результаты. Мы занимаем 4 место в абсолюте и выигрываем в смешанном классе! Но перевес совсем небольшой, у второго места выигрываем 7 очков, у третьего 12. Второе и третье место занимают команды из Эстонии. Про какую Украинскую команду говорил комментатор мы так и не поняли. Потом было награждение, во время которого началась невероятной силы гроза. И все подумали, как хорошо, что прогноз на ночь рогейна не оправдался. И обратная дорога и очередная бессонная ночь…
В целом, хочу отметить высочайший уровень организации Чемпионата Европы, как, впрочем, и ожидалось. И к технической части, и к общей организации нет никаких вопросов. Жаль, что в этом безумном году не все желающие смогли принять участие в Чемпионате. Хочу выразить благодарность прежде всего Наталье и Игорю за слаженную и четкую работу на дистанции, за поддержку в тяжелые моменты. А также моей семье и всем неравнодушным, кто поддерживал и болел за нас.



P.S. Данные из опубликованных результатов и gps трансляции: преодолели по прямой 100,89 км, по треку примерно 135.
Моя экипировка: Кроссовки Saucony Xodus Iso3, тайтсы длинные компрессионные Newline, футболка беговая АRS, носки от Ивана Шорохова, ветровка мембранная Salomon Bonatti, рюкзак Salomon Trail 20, фонарь Sargan.