Пятница, 19 апреля 2024 17:27:40

Олег Калинин. О Чемпионате мира в Чехии и не только.

WRC2012. Победители в группе мужских команд.Я всю жизнь занимаюсь спортивным ориентированием. Норматив Мастера спорта выполнил в 1994 году, когда мне было 19 лет. В ориентирование я попал благодаря отцу, который с раннего детства брал меня в поездки на соревнования и привил мне любовь к спортивному образу жизни и к этому виду спорта. Основной моей специализацией являлось ориентирование на лыжах, хотя и летом я показывал неплохие результаты на московском уровне.
О рогейне я впервые узнал от своего друга Сергея Ященко, который первый раз принимал участие в Чемпионате Мира в Чехии в 2002 году вместе с Константином Володиным, и надо сказать, что они сразу показали очень достойный результат - 7 место по группе МО.
В 2005 году Сергей предложил мне стать его напарником, чтобы принять участие во 2-м Чемпионате Европы в Эстонии. Я думал более 3-х месяцев, не был уверен в своих силах, но, в конце концов, Сергей уговорил меня попробовать.
Первый опыт был для меня ужасен. Мы спланировали прохождение дистанции в две петли с заходом в центр до наступления темноты, чтобы поесть, взять теплую одежду, фонари и отправиться на вторую петлю. Однако скорость мы рассчитали неверно, и темнота нас застала в 10 км от центра, а вместе с ней пошел ливень с пронизывающим ветром. В результате нам пришлось идти в центр соревнований 10-12 км по шоссе под дождем, а бежать я не мог из-за сильной боли в мышцах. Когда мы добрались до центра, было около 11 часов вечера. Я получил сильное переохлаждение, и очень долго не мог согреться, хотя одел на себя 4 слоя одежды. Есть мне тоже не хотелось. В этом состоянии я сказал Сергею, что больше никуда не пойду, и никогда больше не буду участвовать в рогейне. Сергей отнесся к моей тираде по-философски, предложил отдохнуть в лагере до утра, а там решить.
Заснуть в палатке я так и не смог, мешала боль в мышцах и перевозбуждение. А также терзала мысль, что я подвёл партнёра. Около 4 утра я разбудил Сергея, который спал в машине, и сказал, что готов идти дальше.
Мы вышли на второй круг, поначалу шли пешком, потом через пару часов перешли на бег и концовку дистанции отработали очень хорошо.
В итоге мы заняли 6 место по МО. Проанализировав результаты, мы поняли, что если вычесть нашу ночевку в лагере, то наша команда могла бы бороться за призовое место.
Главным итогом этого выступления для меня стало чувство неудовлетворенности от невыполнения поставленной задачи. После Чемпионата Европы Сергей Ященко был моим постоянным партнером до 2009 года. С ним мы стали 2-х кратными чемпионами России (2005, 2006), бронзовыми призёрами 8-го Чемпионата Мира в Эстонии 2008 и чемпионатов Европы 2007 и 2008.
В это же время на Чемпионате Мира в Эстонии в 2008 году победителями в абсолютном зачете неожиданно для всех стали нижегородцы Евгений Домбровский и Павел Шестаков.
В 2009 году Сергей Ященко решил пропустить чемпионат России в Кузнечном из-за риска получить травму на тяжёлой местности, и я предложил Евгению Домбровскому участвовать вместе со мной. Женя согласился. Результат – закономерная победа на Чемпионате России, а также понимание, что мы с Женей примерно равны по силам и подходим друг другу по характерам и складу мышления.
Чемпионаты Мира по рогейну до последнего времени проводились раз в 2 года (Чемпионат Мира по рогейну 2013 г. в России будет первым, проведённым в нечётный год). В 2010 г. чемпионат проводился в далёкой Новой Зеландии. Мы с Женей бежали в разных командах, но результат и у него, и у меня был неудовлетворительным. Сразу после финиша в Новой Зеландии я предложил Жене бежать следующий чемпионат 2012 года в Чехии вместе и ставить перед собой самые высокие задачи, вплоть до победы. Так сложилась наша команда.
Подготовка к Чемпионату в этом году складывалась для меня довольно удачно. Единственное, что беспокоило – появившаяся с декабря боль в левом колене. Поход к врачу не выявил серьёзной травмы. Врач рекомендовал обезболивающие таблетки «Мовалис», которые действительно снимают боль на достаточно долгий срок, правда, при увеличении нагрузки неприятные ощущения в суставе появляются вновь.
Базовым видом спорта для меня остается спортивное ориентирование, тем более что я работаю тренером-преподавателем в СДЮСШОР №54 «Ориента» и имею возможность летом выезжать с детьми на многодневки.
Таким образом, подготовка строилась на участии в соревнованиях по ориентированию, участии в рогейнах более коротких форматов (6, 8, 12 часов), но не чаще чем раз в месяц, иначе организм не успевает восстанавливаться до конца.
Последний месяц перед Чемпионатом я перестал стартовать, зато раз в неделю делал специальные длительные беговые тренировки продолжительностью от 3 до 4,5 часов. Последняя такая тренировка была сделана за 2 недели до старта, после чего я позволил себе побольше отдыхать, тренироваться через день. В Чехию я приехал заранее за 11 дней до старта. Здесь появилась возможность побегать по горам. После первой горной тренировки (подъем и спуск на самую высокую вершину Чехии – гору Снежку 1602 метра) сильно болели четырехглавые мышцы бедра, не отпускало 3-4 дня.
Своим физическим состоянием на Чемпионате Мира я остался доволен, так что считаю, что подготовка была спланирована правильно.
Уместно сказать, что результат в рогейне складывается из многих факторов, и твоя физическая форма, это только один из них. Очень важно правильно оценить свои силы при планировке маршрута. А также огромное значение имеет экипировка и питание, которое берётся с собой на дистанцию. С одной стороны надо экономить каждый грамм, с другой нужно взять достаточно одежды, чтобы не замерзнуть ночью, и достаточно энергетического питания, чтобы хватило на 24 часа.
Что касается планировки дистанции, то изначально мне было сложно определить длину пути, который мы сможем пройти за сутки по горной местности. Мое мнение было, что нужно планировать около 105 км по прямой. Поездка на полигон накануне старта дала более полное представление о местности: оказалось, что в лесу много дорог и троп, а горы не такие высокие, как следовало из предварительной информации.
В итоге Женя предложил спланировать около 110 км, и я с ним согласился. Получив карты и оценив местность, мы решили вначале бежать в северную, более горную часть карты, чтобы южную часть с полями брать ночью и утром. Еще одним аргументом в пользу такой планировки было то, что в полях может быть высокая трава, и туда лучше идти, когда будут тропы.
Со старта мы взяли свой обычный темп, однако многие команды побежали гораздо быстрее, поэтому прибежав на первый КП 80, нам пришлось простоять около 2 минут в очереди на отметку. Тут была явная недоработка со стороны организаторов: на ближних КП к старту нужно было ставить по две станции отметки, а здесь была одна, висевшая высоко на ёлочке. К тому же отмечаться на ней приходилось стоя по щиколотку в грязи.
Вообще, взяв первые 10 КП, мне показалось, что постановка многих из них слишком сложна для рогейна: КП стоят на нечётких ориентирах, висят низко, зачастую под ёлками, и на них нет светоотражающих элементов. Возникло определенное волнение, как мы будем ориентироваться ночью. Забегая вперёд, скажу, что ночью больших проблем не возникло. Может быть, помогали тропы, а может в западной части карты постановка пунктов была проще. Самая большая ошибка ночью была на КП 45 минут на 20: на местности была лишняя тропинка, и показалось, что КП стоял не на той.
Для меня горы оказались не слишком тяжелыми. Возможно поэтому самый тяжелый перегон КП 69 - 79 я предложил пойти напрямую, а не по дороге, которая спускается серпантином. Вероятно, это было неправильное решение, т.к. Жене подъёмы давались тяжелее, чем мне.
Погода была прохладной и достаточно комфортной для бега. Было влажно, но дождь практически не шёл, так что дождевую куртку я даже не доставал из рюкзака. Зато в таких условиях сильно хотелось есть, и в какой-то момент я стал переживать, что мне не хватит еды на сутки. К финишу у меня в запасе остался всего один энергетический гель (обычно я приношу на финиш половину того, что беру с собой).
Как я уже говорил, физическое состояние было хорошим. До 16 часов я практически не чувствовал усталости, только небольшую забитость мышц. Сильно «накрыло» только в последний час.
Из запланированного нами маршрута пришлось выкинуть 2 КП (72 и 54). Но и так, чтобы успеть все взять примерно с 19 часов мы стали прибавлять, и считать каждую минуту. Долго сомневались, успеем ли взять последний КП 43. Окончательно решили бежать на него, только когда взяли КП 71 в 23.01. Как я уже сказал, последние два перегона дались мне очень тяжело. Финишировав в 23.56 за 4 минуты до окончания контрольного времени, мы попали в большую очередь на считывание чипов. Прождав 5 минут у меня начался сильный озноб, зубы стучали так, что можно прикусить язык. Еле-еле дошёл до машины, включил печку и согревался больше часа.
Олег Калинин и Евгений ДомбровскийОжидание результатов было достаточно долгим – около 2 часов (в Москве их обычно вывешивают в течение 15-30 минут после окончания контрольного времени). И вот наконец-то они появились. У нас бронза! Проигрыш первым двум командам (эстонцам и финнам) большой, 320 и 300 очков соответственно, но и от четвертого места отрыв 100 очков. Интересно, что братья Eensaar, которые стали чемпионами мира, выиграли у второго места всего 20 очков, при этом они финишировали в 23.58. Вот что значит отработать до конца.
Хочется также отметить очень успешное выступление других российских команд: 1 место в смешанной категории (Шведов, Шавлакова), 1 место среди женских команд (Сафронова, Галитарова), 3 место среди женщин и 1 место среди женщин ветеранов (Михеева, Галкина).
Какие выводы можно сделать из нашего выступления:
1. Пройдено около 107 км по прямой, набор высоты, посчитанный по карте, около 4200 м. С планировкой почти угадали. Карта высокого качества, хорошо отображает местность. Площадь района подобрана правильно.
2. Уровень конкуренции в рогейне, и подготовки команд, борющихся за победу, за последние годы сильно вырос. В 2008 году Женя с Пашей Шестаковым стали чемпионами мира, пробежав 107 км по беговой эстонской местности без гор. Сейчас лидеры прошли 115-120 км по горной местности.
3. Первые 2 места для нас недосягаемы, эти команды пробежали примерно на 10% больше нас. 3 место – это максимальный результат, который мы могли показать. Надеюсь, что через год в Алоли мы снова сможем выступить вместе с Женей, и частично знакомая местность поможет нам подняться повыше.