Thursday, 28 March 2024 22:09:52

А. Вершинин. Rogaining. Пермский вариант. - Основы прокладки маршрута

Article Index

Основы прокладки маршрута.
Качество продукции, изготовляемой на заводе, на 90% обеспечивается технологией производства, в рогейне успех вашего старта зависит от правильности составления маршрута. Отдельные ошибки при составлении маршрута в ситуации, аналогичной той, которая была на первом чемпионате Пермской области, для команд, претендующих на призовое место, уже невозможно исправить никакой героической работой на маршруте. По такому же принципу проводились и первые чемпионаты мира. Суть ситуации заключается в том, что старты проводились на площади примерно до 150 кв. километров с 50-60 КП. И одной - двум парам удавалось составить так маршрут, что они могли взять все контрольные пункты. А вот если по какой-то причине вы не взяли какое-либо КП своевременно, вернуться к нему потом будет уже практически невозможно. И о первом, а часто даже просто о призовом месте, вы уже не можете даже мечтать, хотя впереди ещё может быть большая часть дистанции. Чтобы дать таким командам шанс на успех, обеспечить спортивную справедливость для всех сильнейших команд, соревнования стали проводить на площадях, близких к 200 квадратным километрам и более с количеством КП до 80. Победителем становилась команда, нашедшая большее число КП. По такому принципу проводились 4-ый и 5-ый чемпионаты мира, старты в Перми с контрольным временем 12 и менее часов, первый чемпионат России и все последующие за ним старты.
Принципы принципами, ну а как составить свой маршрут, на что обращать внимание, особенно если никогда этого не делали? Попробуем что-то сформулировать.
Начнём с тех целей, которые вы перед собой ставите. Какими они могут быть? Просто пройтись по лесу, попытавшись взять интереса ради несколько КП; хорошо поработать головой и ногами на предмет выяснения ваших личных возможностей в рогейне. А может, чем чёрт не шутит, призовое место взять?
Далее, а сколько лично вы намерены работать на маршруте? До упора, половину, менее половины контрольного времени.
До старта надо подумать и о таких прозаических вещах, как думаете ли вы во время соревнований возвращаться на базу, или нет, это очень важный момент при составлении маршрута.
Естественно, что при этом вы располагаете соответствующей физической подготовкой и укомплектованностью вашего рюкзака.
Если вы чётко представляете перед собой цель вашего участия в предстоящих соревнованиях, то можно приступать и к составлению маршрута. На первых соревнованиях это делалось уже после старта. Сейчас на это даётся специальное время перед стартом.
Начнём по порядку с самого простого. Найдите на выданной вам карте место старта, обозначенное большим треугольником. Нашли. А вот тут и там по полю карты нарисованы кружочки с цифрами. Центр кружка обозначает место очередного КП, цифра рядом - его порядковый номер. В этих местах на стоящих там деревьях наша доморощенная, но очень надёжная, не срываемая и не портящаяся символика: широкая, не менее 300 мм, полоса белой краской на высоте не более 1,5 м. А вот на обратной от вас стороне кружочек компостера. Нажатие на него вашей круглой карточкой явится свидетельством того, что вы побывали на этом КП. Могут быть и другие варианты как внешнего вида КП, так и формы отметки на нём. Но это я забежал вперёд. Ведь мы ещё не разобрались, как туда добраться. А очень просто - ножками. И желательно так, чтобы им, родимым, было полегче. Это не тот случай, когда дурная голова ногам покоя не даёт. Здесь скорее наоборот: дурную голову ноги вскоре откажутся тащить по маршруту. Как им можно облегчить жизнь? Предусмотреть движение по дорогам и просекам, пусть даже лесным и заросшим, всё равно это легче, чем напрямую по плохо проходимому лесу, характерному для пермских стартов. И как ни странно, это позволит сэкономить время, так как движение по сильно заросшей местности напрямик займёт у вас значительно больше времени, чем пусть вкруговую, но по дорогам. И искать КП вы будете значительно увереннее, так как одолев немалое расстояние по просеке, вжившись в рельеф, вы уже точно будете убеждены в правильности определения своего местонахождения. Желательно при этом по возможности обходить лога, проходить по чётко выраженным на карте и на местности ориентирам, чтобы всегда знать своё место нахождения. Так вот мы и составили свой первый маршрут в рогейне, последовательность взятия КП которого описана в статье «Первые старты» этой книги. Это как раз тот случай, когда надо брать все КП. А вот 2-ой чемпионат города проводился по принципу, кто больше возьмёт КП. К КП первого чемпионата добавлены ещё с десяток контрольных пунктов, что привело к уменьшению расстояния между ними. Контрольное время сокращено с 24-х часов до десяти. И сразу резко изменился рисунок маршрута. Он стал более результативным, более ориентировочным. Не надо стало брать все КП подряд, боясь пропустить какое-либо. Наоборот, все стали выбирать поближе, полегче в смысле проходимости, что в условиях малого контрольного времени и одинаковой цены каждого КП в очках вполне оправдано. Учитывая ещё значительно поредевший к 15 октября осенний лес, стало выгодно отдельные участки маршрута проходить азимутальным ходом; не полностью перегон между КП, а именно отдельные участки. Отсюда и результаты. На первом чемпионате города мы за 24 часа взяли 38 КП, на втором это же количество - за 10 часов (правда при меньшем расстоянии между КП и у части КП их точное местонахождение мы знали по предыдущему старту. Естественно что заходили с других направлений, но непосредственно в районе КП конечно было легче).
В оптимизации проектируемого маршрута и заключается изюминка рогейна: найти свой путь к КП, составить очерёдность их достижения с учётом ваших возможностей, вашего опыта и физической подготовки, в конечном итоге - вашего мастерства. В этом заключается соревновательный стимул этого вида спорта. Кто найдет лучший вариант, кто его лучше воплотит в жизнь, тот и победил. Прокладка маршрута в рогейне - это прокладка пути к вашей победе. Попробуем поподробнее проанализировать технологический процесс проектирования вашего будущего движения. Это очень важный элемент вашей подготовки к старту, включающий в себя два этапа:
сбор максимально возможного объёма информации;
непосредственное планирование маршрута.