Воскресенье, 15 декабря 2019 19:23:16

А.В. ЯКИМОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО РОГЕЙНУ. - 9. ДИСТАНЦИИ.

Содержание материала

9. ДИСТАНЦИИ.

Согласно правилам, дистанция должна быть так спланирована, чтобы победившая команда, по возможности, посетила наибольшее количество, но не все контрольные пункты.
Если несколько команд-лидеров возьмут все пункты на дистанции, то, конечно, места между ними распределятся согласно времени их финиша. Но такая ситуация является отклонением от стандартов рогейна и является ошибкой организаторов в планировании дистанции. Дистанция должна быть спланирована так, чтобы команды находились на ней всё установленное контрольное время соревнований. Задача организаторов состоит в том, чтобы просчитать площадь района, количество контрольных пунктов их расположение таким образом, чтобы все контрольные пункты не смогла посетить ни одна, даже самая сильная команда. Это обеспечивает справедливость соревнований, создаёт варианты планирования маршрута командами, делает соревнования более динамичными и интересными. Однако, перебор в количестве контрольных пунктов и чрезмерно большая площадь соревнований тоже ни к чему. Если останется много пунктов, которые не смогла взять команда – абсолютный победитель или некоторые районы карты вообще не будут задействованы участниками, то часть трудной и кропотливой работы организаторов по подготовке карты и установке дистанции окажется проделанной впустую.
Дистанция соревнований должна быть так спланирована, чтобы показать хороший результат командам требовалось не только физическая выносливость, но и умение грамотно планировать маршрут и умение ориентироваться. При планировании дистанции нужно учитывать, что в соревнованиях будут участвовать как подготовленные спортсмены, так и люди менее подготовленные, ветераны, дети и те, кто впервые взял в руки компас и карту. Дистанция должна удовлетворить потребности всех категорий участников, и тех, кто желает полностью выложиться и показать высокий результат, и тех кто, просто хочет получить удовольствие от соревнований, не выматывая себя.
В целях повышения массовости и доступности соревнований по рогейну рекомендуется совмещать соревнования разных по продолжительности форматов. Например, наряду с 24-х часовым форматом можно организовать 3-х и 8-ми часовые форматы. На непродолжительные по времени форматы можно допускать и одиночных участников. Всё это привлечёт в рогейн как «классических» ориентировщиков, так и новичков, желающих попробовать свои силы.
При планировании дистанции необходимо учитывать дату, на которую назначено проведение соревнований, то, в каких условиях предстоит соревноваться командам. Погодные условия, состояние грунтов, уровень и проходимость болот, видимость в лесу отличаются в зависимости от времени года. При подготовке дистанции, которая начинается задолго до проведения соревнований, нужно предвидеть, как изменятся условия соревнований, и как будет выглядеть местность в момент соревнований.

9.1. Площадь района соревнований, количество контрольных пунктов.
При определении размера площади района соревнований нужно исходить из формата соревнований, уровня соревнований и уровня участников, проходимости и пересечённости местности.
На основе анализа дистанций российских и зарубежных соревнований и результатов сильнейших команд можно дать следующие рекомендации о размере площади и длине оптимального пути по прямой через все КП:

 

6 часов

8 часов

12 часов

24 часа

Площадь района соревнований, км2

50 – 60

60 – 80

100 – 180

200 – 320

Длина оптимального пути по прямой через все КП, км

30 – 40

40 – 50

60 – 70

90 – 120

Средняя скорость команд, км/час

5 – 6.7

5 – 6.25

5 – 5.8

3.75 – 5

Средняя скорость команд, мин/км

12 – 9

12 – 9.6

12 – 10.3

16 – 12

 
При определении значений используемой площади карты и длины оптимального пути участников через все КП для планируемого соревнования нужно, конечно, учитывать развитость дорожной сети, проходимость леса и уровень пересечённости местности. В зависимости от этого указанные параметры дистанции могут приближаться к верхним или нижним указанным границам.

Количество контрольных пунктов на дистанции может быть, примерно, от 35 до 65. Всё зависит от формата и площади соревнований, масштаба и уровня детализации используемой карты.

9.2. Планирование дистанции.
Место старта – финиша и контрольные пункты нужно располагать так, чтобы не было очевидных вариантов порядка прохождения контрольных пунктов.
Место старта – финиша соревнований нужно располагать по возможности в центре района соревнований. При таком его расположении меньше вероятность того, что команды пойдут одними и теми же путями. Команды при этом имеют возможность планировать свой маршрут в две, три петли с заходом в центр соревнований.
После размещения контрольных пунктов в подходящих точках на карте необходимо проверить, нет ли однозначных вариантов порядка прохождения контрольных пунктов. Если такие варианты сразу бросаются в глаза, нужно передвинуть контрольные пункты в другие точки или исключить совсем. Расстояние между контрольными пунктами может быть различным – примерно от 1 до 3 километров для 24-х часовых соревнований. В отдельных местах с интересным рельефом, с более подробной детализацией карты, или вокруг центра соревнований контрольные пункты могут быть расположены более плотно, чем на остальных участках. Нужно избегать установки контрольных пунктов ближе километра от края карты, а также следить за тем, чтобы возможные рациональные варианты движения участников не выходили за пределы карты. Хорошо когда контрольные пункты располагаются в живописных местах, рядом с интересными природными объектами.
Возможные места расположения контрольных пунктов следует намечать уже при первом ознакомлении с районом соревнований и в дальнейшем при обследовании местности и подготовке карты соревнований. При посещении точки предполагаемого размещения контрольного пункта может оказаться, что данная точка не подходит для размещения контрольного пункта. Например, если невозможно точно определить на местности точку предполагаемого размещения контрольного пункта ввиду неоднозначности ориентира или несоответствия карты местности, или если видимость контрольного пункта будет слишком плохой, не соответствующей требованиям.

9.3. Размещение контрольных пунктов на местности.
Контрольные пункты должны быть установлены на местности так, чтобы команды, которые правильно вышли на указанный на карте и в описании ориентир, сразу могли обнаружить контрольный пункт. У команд не должно быть проблем с поиском контрольного пункта. В правилах сказано, что призма контрольного пункта должна быть, как правило, видна с расстояния не менее 25 метров в большинстве направлений при дневном свете и должна быть расположена на расстоянии от 0.5 до 2 метров над землей (предпочтительно, на уровне глаз).
Иногда можно сместить на небольшое расстояние расположение контрольного пункта от точки, показанной на карте, если, например, нужно скрыть пункт от посторонних глаз (убрать с дороги), или пункт в этой точке будет труднодоступен, или будет виден участникам с очень большого расстояния. В этом случае в описании контрольных пунктов нужно давать азимут и расстояние от точки, показанной на карте, до контрольного пункта.
Но часто и без особой необходимости пользоваться такой возможностью не стоит. Для участников обнаружение таких контрольных пунктов утомительно, особенно при большом количестве таких пунктов, а для организаторов это лишняя возможность допустить ошибку в постановке пункта.

9.4. Инспектирование дистанции.
Установленная дистанция должна быть обязательно проверена независимым от постановщика человеком. А на крупных соревнованиях назначается инспектор дистанции.
Задача проверяющих лиц определить, что:
1. Контрольный пункт установлен точно в месте, показанном на карте и описанном в легенде.
2. На карте отсутствуют неточности, которые могут повлиять на процесс нахождения контрольного пункта участниками.
3. Видимость контрольного пункта соответствует требованиям.
4. Соблюдены требования безопасности участников при выборе места расположения контрольного пункта.
Человек, проверяющий постановку дистанции, должен, по возможности, передвигаться по району соревнований пешком, так как он должен видеть дистанцию так, как её будут видеть участники соревнований. Проверяющий должен убедиться, что у команд, действующих правильно и разумно, не возникнет проблем при взятии контрольного пункта с любого возможного направления.

9.5. Описания контрольных пунктов.
Каждому участнику соревнований выдаётся описание всех контрольных пунктов. Описание расположения контрольных пунктов следует давать в манере, понятной любому человеку. В описании указывается номер контрольного пункта, точное расположение пункта относительно ориентира, показанного на карте, азимут и расстояние до пункта, если он смещён относительно точки, показанной на карте.
Символы, принятые для легенд контрольных пунктов в спортивном ориентировании, следует использовать только в качестве дополнения к словесным описаниям расположения контрольных пунктов, так как такие символы могут быть понятны не всем участникам.
Система описания контрольных пунктов, указанная в Международных правилах, основанная на определённых артиклях для явно показанных на карте объектах и неопределённых для непоказанных на карте, неприменима у нас. Расположение же пунктов на объектах (особенностях объектов), не показанных на карте лучше избегать.
На листе с описанием КП рекомендуется также размещать другую необходимую командам информацию:
1. Расположение пунктов питания и расписание их работы.
2. Информация об опасных объектах, запрещённых для передвижения территориях и способах их обхода.
3. Изменения на местности, не отражённые на карте, неточности карты.
4. Информация о штрафах за опоздание на финиш.
5. Информация о времени восхода и захода солнца и луны.
6. Номера телефонов для экстренной связи с организаторами.

9.6. Стоимость контрольных пунктов.
В соревнованиях по рогейну контрольные пункты имеют различную стоимость.
Для того, чтобы участникам было легко планировать маршруты, номера контрольных пунктов желательно делать возрастающими в порядке увеличения их стоимости. При этом первая цифра номера контрольного пункта должна отражать его стоимость. Например, КП 34 имеет стоимость 3 очка, КП 97 – 9 очков.
Определение стоимости каждого контрольного пунктов нужно делать после того, как спланировано их расположение.
Стоимость отдельных пунктов можно увеличивать по сравнению с другими в зависимости от:
1. Сложности и точности ориентирования, которое требуется от команд для взятия пункта.
2. Труднодоступности места, в котором расположен пункт (например, пункт расположен на вершине высокой горы).
3. Расстояния от центра соревнований.
4. Расстояния от соседних контрольных пунктов.
При распределении стоимости пунктов в зависимости от расстояния от центра соревнований пункты, расположенные ближе к центру соревнований, получают меньшую стоимость, чем пункты расположенные дальше от центра и являющиеся таким образом более труднодоступными. Однако в этом случае количество оптимальных вариантов маршрутов сокращается, и команды могут пойти одними и теми же путями через КП с высокой стоимостью по краю района соревнований. Кроме того, сильно возрастает разрыв в очках между самыми сильными и слабыми командами. Поэтому следует располагать пункты с высокой стоимостью и вблизи центра соревнований. В этом случае, когда пункты с разной стоимостью несколько перемешаны по району соревнований, возникает больше вариантов маршрутов, команды могут планировать маршруты с заходом в центр соревнований.
При распределении стоимости пунктов следует избегать ситуации, когда группе близко расположенных пунктов присваиваются очки высокой стоимости. При таком распределении очков, участок с расположением дорогих пунктов будет наиболее привлекательным, что может привести к одинаковой планировке вариантов движения у разных команд. Для создания неоднозначности выбора оптимального варианта движения рекомендуется, чтобы плотность очков (количество очков на квадратный километр) была приблизительно одинаковой для всех районов карты.
Стоимость отдельных КП, расположенных на интересных объектах, рядом с пунктами питания, можно также увеличивать с целью привлечения к этим пунктам команд. Можно увеличить стоимость определённого пункта, если нужно привлечь участников к определенному пункту, чтобы обеспечить их безопасность, например, расположить пункт с максимальной стоимостью в месте безопасного перехода через опасный объект.
Также можно вообще не связывать стоимость КП с каким-либо объективным фактором.

9.7. Оборудование контрольных пунктов.
Оборудование контрольного пункта состоит из:
1. Призмы. Для обозначения контрольных пунктов на местности в рогейне используются знаки в виде трёхгранной призмы со стороной 30х30 см, принятые для обозначения КП в спортивном ориентировании. Каждая грань призмы делится диагональю из левого нижнего в правый верхний угол на белое вверху и оранжевое внизу.
Допустимо использовать также бумажные призмы, которые оборачиваются вокруг дерева.
2. Средства отметки. Если для отметки участников на КП используются контрольные карточки, то КП оборудуется стандартным игольчатым компостером. При использовании электронной отметки устанавливается станция электронной отметки.
3. Обозначение (номер) контрольного пункта, которое наносится на призму и (или) средства отметки.
4. Светоотражающие материалы, которые облегчают обнаружение контрольного пункта участниками ночью. Требования об обязательном оборудовании КП светоотражающими материалами в правилах рогейна нет, но установка таких материалов настоятельно рекомендуется с целью создания равных условий для всех команд как прибывающих на КП днём, так и ночью.
5. Листы намерения. Международные правила рогейна предусматривают наличие на КП так называемых листов намерения, в которых команды, прибывающие на КП должны обязательно указать: время прибытия, номер команды и номер следующего контрольного пункта, который команда планирует посетить.
Наличие таких записей в листе намерения, во-первых, способствует безопасности проведения соревнований, так как облегчает поиски участников, если они не вернулись на финиш, во-вторых, способствует разрешению спорных случаев, когда возникают сомнения, посетила ли команда определённый КП. Также на основе таких записей можно составить статистику посещения КП командами.
Однако использование листов намерения создаёт также и несколько проблем:
1. Команды вынуждены тратить время на заполнение листа намерения на КП, а иногда и ожидать своей очереди, если несколько команд одновременно пришли на один КП.
2. В дождливую погоду процесс заполнения листов намерения осложняется, так как они размокают. Требуется использование ламинированных или пластиковых листов и водоустойчивых маркеров для записи. Однако и в этом случае произвести запись на мокрой поверхности листа очень сложно.
3. Расшифровка записей листов намерения может занять большое время и не всегда удаётся прочитать все записи.
Поэтому большинство организаторов отказываются от использования листов намерения на КП или делают требование о заполнении листов намерения командами не обязательным.
Использование системы электронной отметки на соревнования почти полностью заменяет листы намерения, так как станция записывает при отметке номер чипа и время отметки.