Среда, 1 февраля 2023 02:26:53

А. Вершинин. Rogaining. Пермский вариант. - На летних трассах

Содержание материала

На летних трассах.
Лето - это раздолье для дальних походов. Мы уже с конца марта с нетерпением ожидаем его начала. Во-первых, лето - это пора, когда число вариантов маршрутов как по направлению, так и по продолжительности, многократно возрастает. Во-вторых, появляются различные варианты способов движения: пешком, на велосипеде. В-третьих, не висит над вами такой жёсткий график движения в части продолжительности остановок на отдых, питание и т.п., как зимой. Но при организации летних походов также есть свои особенности, которые нужно соблюдать.
Начнём с планирования маршрутов. От этого зависит объёмы получаемой нагрузки, моральное удовлетворение, безопасность. Я при планировании маршрута учитываю состояние погоды, включая ближайший прогноз. В расчёт обязательно включаются сезонные изменения, физические возможности участвующих в планируемом походе, цели, решаемые в текущий период и многое другое. Попробую назвать ряд факторов и как они влияют на планирование маршрутов.
Сезонные изменения. Очень весомый фактор. Так в апреле стараюсь спланировать маршруты более короткие, по дорогам с низкой интенсивностью движения. В майские праздники обязательно маршрут подлиннее, желательно в новое место, или туда, где давно не были. А вот дальше серия коротких походов; основные силы отнимают весенние работы на даче. В июне основные старты на тропе здоровья. В июле короткие походы в лес исключительно по не заросшим дорогам, не миновала пора клещей. Это лучшее время, особенно первые две недели, когда ночи очень короткие и светлые, для дальних суточных переходов-пробегов и велопробегов. Это время сбора земляники и черники, грибов, в конце месяца появляется малина, подрастают различные травы. В нашей семье вариант возвращения летом из похода с пустыми рюкзаками трудно представить даже теоретически.
Подготовка к ответственным стартам. Два примера. Митя готовил своих одноклассников для участия в старте тропы здоровья на 50 км. С разрывом в неделю в течение 2 месяцев проведено ряд тренировок протяжённостью 25-30 км, последняя - 40 км за 2 недели до старта. Ребята успешно одолели 50 км. И замысел тренировок для подготовки нашей семейной команды к первенству области по рогейну. За 6 недель до старта был запланирован велопробег Пермь - Полазна - Верхнечусовские городки - Чусовой - Лысьва - Чусовой общей протяжённостью около 270 км с контрольным временем 40 часов. За 4 недели до старта был запланирован велопробег Пермь - Ильинский - Григорьевское - Нытва - Пермь общей протяжённостью около 280 км с контрольным временем около 30 часов. За две недели до старта планировался велопробег Пермь - Очёр - Верещагино - Кулига - Кез на исток реки Кама общей протяжённостью более 300 км и с контрольным временем около 40 часов. Основная задача велопробегов - с меньшей интенсивностью нагрузки, чем на основном старте, подготовить организм к суточным объёмам работы, не забивая ног. Одновременно решались задачи работы с картой - двухкилометровкой на незнакомой местности. В промежутке между стартами раскачки планировались тренировки ночью и с картой ожидаемого на соревнованиях масштаба объёмом 35 - 50 км каждая. По ходу выполнения данного плана мы были вынуждены внести ряд существенных изменений и корректировок, кое-куда нас бог не пустил, но в основном поставленные задачи по подготовке семейной команды на этом этапе были выполнены. Почему после этого выступили так плохо на первенстве области? Не смогли сохранить набранную форму, отклонившись от принятого плана на последней неделе перед стартом. Самым сложным в вышеуказанном плане оказалось требование сбросить нагрузку до минимума перед стартом. В августе месяце и сидеть дома - не выдержала наша туристская душа такого требования, за что и поплатились перетренированностью.
Наличие более слабых участников. При их участии маршрут похода планировался меньшей продолжительности, или таким образом, чтобы желающие составить компанию могли встретить нас перед каким-то интересным участком или сойти после него с маршрута, уехав на транспорте.
Экипировка команды в летнее время. В пеших походах в первую очередь - это обувь. Она должна быть на 1-1,5 размера больше номинала и хорошо разношена. Для движения по асфальту обувь должна иметь жёсткую твёрдую подошву. Красивый изгиб подошвы, демонстрируемый продавцами на рынке, никакого отношения к требуемой обуви не имеет. На мягких лесных дорогах неплохо себя зарекомендовали из распространённой обуви футбольные бутсы, в дождливую погоду - резиновые полусапоги. В последних неплохо иметь дополнительные стельки. На ногах две, а при величине дистанции более 50 км не помешают и три пары носков; снизу х/б, сверху эластик. Последнее, в первую очередь, для асфальта. Да учтите, что ноги отекают при длительном движении, оставьте для этого место. Будет жать, можно снять пару носков.
Одежда. Должна быть лёгкой, не сковывающей движение, на ночь прихватите лёгкий тёплый свитер (при движении сутками). Обязательно проверьте её на предшествующих тренировках. Я был свидетелем того, когда из-за потёртостей ног трусами участники трасс здоровья после 60-70 км сходили с дистанции.
В аварийный запас обязательно включаем спички. Их желательно иметь с дублированием в хорошей непромокаемой упаковке. К ним приложите несколько кусочков оргстекла или таблеток сухого горючего для растопки. Обязательно нужно иметь несколько упаковок бактерицидного лейкопластыря (не менее 5-8, желательно разных размеров), в трудную минуту не забывайте и о подорожнике. Обязательно должен быть пластиковый футлярчик для хранения вытащенного из тела клеща.


Работаем с картой.
С топографической картой работают лесники и транспортники, строители и нефтяники, рыбаки и охотники. Я уже помолчу о геологах и гидрогеологах. А военные специалисты? Попробуй поучи людей, всю жизнь проработавших с картой.
И всё-таки попробую сказать несколько слов по этой теме. Меня часто спрашивают, где взять литературу по картам для рогейна. Для тех, кто никогда не занимался с картой, ответ простой: у себя дома. Да-да, лучше, проще и доступнее школьного учебника по физической географии вы ничего не найдёте. Любая карта - это условное изображение участка пересечённой местности с помощью знаков, которые есть в этом учебнике. Поподробнее можно посмотреть учебники по топографии, военному делу и т.д. Нужно только, как считает известный московский специалист по ориентированию Вячеслав Костылев, помнить, что всегда у любой карты будут недостатки, проявляющиеся при сопоставлении с местностью в виде условности. В любой карте можно найти, за что её поругать. Но только в свободное от соревнований время. Карта любого качества - это инструмент и помощник в дальней дороге. Можно ругать её за недостатки, но гораздо полезнее стараться максимально использовать всю содержащуюся в ней информацию. Местность надо любить, карту благодарить, на соперников не обращать никакого внимания, а бороться лишь с собой за максимальную реализацию своих возможностей.
Но вернёмся собственно к карте. Давайте с любовью и уважением развернём её. Она может быть чёрно-белой и цветной. Естественно, что чёрно-белая несёт меньше информации, но размножить её для каких-либо соревнований значительно проще и дешевле, что немаловажно при проведении местных стартов. С такими картами стартовали участники второго летнего и первого зимнего чемпионатов города Перми. При составлении маршрута пользоваться чёрно-белой картой надо с большой осмотрительностью. Так, например, чёрная линия на карте может обозначать как речку, так и дорогу. Взгляните, как реагируют горизонтали на эту линию, и вам станет ясно. Естественно, что у обладателя цветной копии подобные вопросы просто не возникнут.
Общими для обладателей как чёрно-белой, так и цветной копии будут вопросы корректности постановки контрольных пунктов, то, что ориентировщики называют привязками. Они достаточно хорошо описаны в литературе по спортивному ориентированию. Особенностью рогейна является то, что используемая карта не в такой степени прорисована, как спортивная. Случай идеального ориентировщика, который всегда знает, где находится, может быть с определённой натяжкой реализован только при длительном движении по дорогам, просекам и другим линейным ориентирам. При этом участники должны хорошо чувствовать расстояние, чтобы из множества встречающейся информации о пересекаемой ими местности выбрать ту, которая достоверно изображена на карте. Здесь мне видится кончик той ниточки, потянув за который можно ближе подобраться к сути рогейна. Не надо идти в лес к клещам. Надо начинающему участнику для получения навыков работы с топографической картой двигаться с последней по дорогам летом или по лыжне зимой. Надо собственными глазами увидеть, что стоит за разноцветными линиями карты, пройти своими ногами на местности те миллиметры и сантиметры карты, что отделяют одну линию карты от другой. Неплохо повторить такие тренировки в той же местности с той же картой. С каждым разом вы будете видеть всё новые и новые подробности. С каждым разом будет возрастать скорость как чтения карты, так и вашего движения. Засекайте по часам, сколько времени понадобилось вам на преодоление того или иного отрезка маршрута. Так вы узнаете свою скорость движения. И когда вы выйдите на старт рогейна, вы уже уверенно будете планировать свой первый маршрут. Да и физическая подготовка будет лучше.

Техника безопасности.
Собственно большая часть этой книги посвящена этому вопросу - технике безопасности дальних дистанций. И всё-таки я ещё раз хочу специально остановиться на этом вопросе. В нашей семье, активно участвующей во всех мероприятиях на трассах здоровья, этому уделялось, не смотря на весь наш накопленный опыт, самое пристальное внимание. Здоровье и травмы - понятия не совместимые.
На дальних трассах не должно быть места таким для всех нас близким и родным понятиям: авось, небось и как-нибудь. Дисциплина и самодисциплина во всём, включая самые на ваш взгляд несущественные требования и установки. тщательнейшего продумывания маршрута, соответствующего уровню физической подготовки и экипировки слабейшего
Начинать нужно с участника похода. И наоборот, движение по незнакомой местности - только при наличии сильного участника, способного к осознанному движению по местности данной степени сложности. Маршрут похода, факт выхода на маршрут, время старта и ожидаемое время возвращения должны быть известны вашим родным или знакомым, имеющим об этом реальное представление и не менее реальные возможности для организации поисков. Так при проведении в зимний период самостоятельных лыжных прогулок женой или сыном я в обязательном порядке требовал их звонка мне на работу при уходе из дома и при возвращении домой, жёсткого соблюдения запланированного маршрута. При раздельной работе на трассе мой маршрут всегда планировался таким образом, чтобы подстраховать остальных, при встрече с другими участниками трасс здоровья всегда идёт непроизвольный обмен информацией о текущих планах работы на маршруте, то есть практически всегда кто-то знает о вашем маршруте, а вы в свою очередь - о намерениях других. Получается взаимная страховка. В тоже время надо быть очень осторожными с утечкой вышеуказанной информации в разговорах со случайно встретившимися на маршруте людьми при прохождении населённых пунктов. Уровень криминальной обстановки в стране гарантирует вполне реальную угрозу вашей безопасности. Вы можете случайно стать свидетелями различных правонарушений, старайтесь своим поведением не показать, что вы это поняли, если не в состоянии принять эффективные действия по их прекращению.
При проходе через деревни, посёлки, станции велика опасность столкновения с местной молодёжью. Двигайтесь максимально корректно, не привлекая внимания громкими разговорами, выкриками, вызывающим поведением. Старайтесь не задерживаться в них, тем более не делать длительных остановок, не ищите приключений. Подозрительные компании старайтесь обходить стороной. При покупках не показывайте нараспашку состояние вашей наличности, при остановках не демонстрируйте окружающим, что у вас в рюкзаках. При ночных тренировках без необходимости не работайте со светом, не подымайте высоко луч фонарика.
Аналогичные требования и при движении на природе. Не привлекайте к себе внимание шумным поведением, ведите себя так, чтобы вы слышали всех, вас не слышал никто. Для кратковременных остановок выбирайте места, обеспечивающие достаточную безопасность. Для ночёвок не останавливайтесь там, где может появиться дикая компания. Как правило, это красивые места, близко расположенные от станций и остановок, или имеющие подъезды для автомобильного транспорта. Лучше вообще не планировать ночёвок на маршруте, возвращаясь для этого в базовый лагерь на соревнованиях или домой при проведении тренировок.
Особый разговор о движении по дорогам. При отсутствии пешеходных дорожек двигаться надо согласно правил дорожного движения навстречу транспорту пешком и по ходу транспорта на велосипеде. Правила дорожного движения предусматривают для этого не более одного метра от края дороги. Упаси вас боже использовать для своего движения полосу более 10-20 см, рано или поздно это плохо кончится. Не стесняйтесь порой и пройтись по обочине. Часто водитель тяжёлой машины не имеет возможности объехать вас даже на эти самые сантиметры, так как его в этот момент самого обгоняет лихо летящая на предельной скорости легковая машина. За счёт кого он будет разряжать ситуацию, вы не должны иметь никаких иллюзий и сомнений. На дальних трассах свои законы. Поэтому забудьте о правилах, уступайте встречным машинам порой даже эти считанные сантиметры. Это же относится и к движению на велосипеде. Да-да, я не оговорился. Именно встречным машинам. Обгоняющая сзади какую-либо встречную машину иномарка, летящая на скорости далеко за 130 км в час, чтобы избежать с ней столкновения, выходит на встречную полосу движения, не оставляя вам для колеса велосипеда порой ни одного сантиметра, хотя до обгоняемой машины остаётся расстояние порой в несколько метров. Что ж, у них свои причуды. То же самое и об опасности сзади. Велосипедиста правда больше уважают, чем пешехода, который на дальних автомобильных трассах является персоной «но грата», но когда услышите звуковой сигнал сзади, не искушайте судьбу, сворачивайте на обочину. Правда чаще это едет какой-нибудь москвичёнок или жигулёнок, бибикающий без всяких на то оснований, но автор этих строк не один раз спасал свою жизнь в придорожных кустах. А ещё лучше основной объём тренировок перенести на грунтовые дороги и дороги с низкой интенсивностью движения, хотя всё вышесказанное относится и к ним в полной мере.
При высоких физических нагрузках необходимо обращать внимание и на правильное питание, в первую очередь на кальций, другие элементы а также витамины. Тяжело переносится в больших объёмах печёная, жаренная пища. Слабит на больших дистанциях яблочное варенье, газированная вода под всякими названиями (не путать с минералкой), тяжело переносится что-либо с вареньем из земляники. Старайтесь больше обращать внимание на то, как реагирует ваш организм при длительных (свыше 30 км) нагрузках на отдельные продукты питания и напитки.
Этот разговор будет неполным, если не упомянуть о клещах. Сегодня в Пермской области это очень опасный противник, против которого нельзя пренебрегать ни одной мелочью. Вероятность суровой расплаты за свою небрежность, как и цена её очень высока, поэтому здесь нужна активная многоуровневая оборона. Автор четыре раза за свою жизнь болел клещевым энцефалитом, (медики называют повторные заболевания рецидивами) и поверьте: самые тщательные меры безопасности оправдывают себя. Начинается они с банальных прививок, которые могут значительно облегчить вашу жизнь в случае укуса. Но проверить впившегося клеща надо в любом случае, так как сегодня клещи являются переносчиками разных заболеваний, а прививка направлена против одного из них. При планировании маршрутов в опасный период желательно избегать движения по заросшей местности, по траве, по кустам, не заходить в лес. Если вы вынуждены зайти всё-таки на такой участок, старайтесь выбирать из двух зол менее опасное. Так при движении по заросшей дороге старайтесь идти по той её части, которая менее заросла, или более притоптана, или по наезженной колее. При движении через заросший кустами участок, пересечении обочины дороги старайтесь сделать это кратчайшим путём на высокой скорости. Если есть альтернатива, не останавливайтесь вблизи кустов. И непрерывно осматривайтесь. Проскочили заросший участок, на первой же чистой площадке осмотритесь. Если перегон большой, проглядывайте себя через каждые несколько минут на ходу. Цвет одежды должен позволять это делать достаточно эффективно. Не садитесь и, тем более, не ложитесь для отдыха на траву, как бы заманчиво это не было. Пусть даже и вдали от кустов и деревьев. При сильной усталости садитесь прямо на дорогу, грязь легко можно потом отряхнуть. Лучше с собой иметь небольшие по размерам пенки для сидения. Периодически или сразу после завершения опасного участка маршрута разденьтесь, внимательно осмотрите себя и одежду. Через какое-то время повторите это. При первом осмотре вы могли просмотреть забравшегося в труднодоступное место клеща, перехватите его, когда он вылезет. Если вы были на заросшем участке местности, как и зимой, кратчайшим путём домой. Ещё раз внимательно осмотритесь сами и примите ванну, осмотрите и изолируйте одежду, лучше её выстирать.
Если клещ всё-таки укусил, постарайтесь его достать, не повредив. Он нужен для исследователей живым. Для его хранения в аварийном запасе в летнее время должны быть специальные маленькие контейнера - бутылочки из-под лекарств, естественно пластиковые (меньший вес и не ломаются). Сдайте его на проверку. При своевременных мерах последствия укуса заражённым клещом можно значительно ослабить, или вообще отделаться хорошим испугом.